Крещение

Крещение

 

Святое Крещение есть основа всей христианской жизни и дверь открывающая доступ к другим таинствам. Крещением мы освобождаемся от греха и становимся членами Христа, воплощенными в Церковь, и участниками ее миссии. Крещение — это источник новой жизни во Христе, из которого бьет вся христианская жизнь.

Оно называется Крещением, в связи с основным обрядом, посредством которого совершается таинство: «крестить» (по-гречески βαπτίξειν) означает «погрузить в воду», «опустить в воду». «Погружение в воду» символизирует погребение крещаемого в смерть Христа, из которой он поднимается, воскресая вместе с Христом, как «новое творение» (2 Кор 5, 17; Гал 6, 15).

Крещение совершается наиболее выразительным образом через тройное погружение в крещальную воду. Но еще с древних времен оно совершается также троекратным возлиянием воды на голову крещаемого.

В латинской Церкви это троекратное возлияние сопровождается словами совершающего крещение: «N, я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». В восточных литургических обрядах крещаемый поворачивается лицом к Востоку, и священник говорит: «Крещается раб Божий N во имя Отца и Сына и Святого Духа». При именовании каждого из Лиц Пресвятой Троицы он погружает крещаемого в воду и поднимает его.

 

Кто может принять Крещение?

 

Всякий человек, еще не крещеный, и только он, может принять Крещение.

Со дня Пятидесятницы Церковь совершала и давала святое Крещение. Крещение всегда связано с верой.

С начала Церкви Крещение взрослых является наиболее частым там, где Евангелие проповедано недавно. Катехуменат (подготовка к Крещению), как введение в веру и христианскую жизнь, должен располагать к принятию дара Божия в Крещении, Миропомазании и Евхаристии и имеет своей целью дать им возможность достичь зрелости в обращении и своей вере. Поэтому катехумены должны быть соответствующе посвящены в тайну спасения, в соблюдение евангельских заповедей нравственности и быть введены в жизнь веры, богослужения и любви Народа Божия.

 

Практика крещения маленьких детей — Церковная традиция, идущая с незапамятных времен. Четкие свидетельства о ней начинаются со II века. Однако вполне возможно, что с начала апостольской проповеди, когда целые «дома» принимали Крещение, крестили также и детей. Крещение совершается над маленькими детьми, ибо оно есть благодать и дар Божий, не требующий от человека никаких заслуг; дети принимают Крещение по вере Церкви. Вера всех крещеных, детей или взрослых, должна расти после Крещения. Крещение есть таинство веры. Но вера нуждается в общине верующих. Каждый верующий может верить лишь в контексте веры Церкви. Чтобы благодать Крещения могла разрастаться, необходима помощь родителей. В этом также состоит роль крестного отца или крестной матери, которые должны обладать крепкой верой и быть способными и готовыми помочь новокрещеному, ребенку или взрослому, на его пути в христианской жизни. Вся церковная община несет свою часть ответственности за развитие и сохранение благодати, полученной при Крещении. Поэтому каждый год, в Пасхальную ночь, Церковь совершает обряд возобновления крещальных обетов.
Кто может крестить? 

 

Обычным (ординарным) служителем таинства Крещения является епископ или священник, а в латинской Церкви — также диакон. В случае необходимости (например в опастности смерти, если времени на то, чтобы пригласить священника нет) любой человек, даже некрещеный, но имеющий требуемое намерение, может крестить, используя тринитарную формулу «N, я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Требуемое намерение — это желание сделать то, что делает Церковь крестя.

 

Необходимость Крещения 

 

Сам Господь утверждает, что Крещение необходимо для спасения. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Поэтому Он повелел Своим ученикам возвещать Евангелие и крестить все народы. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28, 19-20). Крещение необходимо для спасения тем, кому было возвещено Евангелие и кто имел возможность просить об этом таинстве. Кроме Крещения Церковь не знает другого средства, способного обеспечить доступ к вечному блаженству; поэтому она остерегается пренебрегать миссией, полученной ею от Господа, — «возрождать от воды и Духа» всех, кто может быть крещен. Господь связал спасение с таинством Крещения, но Сам Он не связан Своими таинствами.
Церковь всегда хранила и хранит твердое убеждение в том, что те, кто погиб за веру, не приняв Крещения, крещены своей смертью за Христа и со Христом. Это Крещение кровью, как и желание Крещения, приносит плоды Крещения, не будучи таинством.

Для катехуменов, умирающих до Крещения, ясно выраженное желание принять его в соединении с раскаянием в грехах и с любовью, обеспечивает им спасение, которого они не смогли получить через таинство.

Каждый человек, который, ничего не зная о Евангелии Христа и о Его Церкви, ищет истины и исполняет волю Божию настолько, насколько ее знает, может быть спасен. Можно предположить, что такие люди высказали бы желание получить Крещение, если бы знали о его необходимости.

Что касается детей, умерших некрещеными, то Церковь может только вверить их милосердию Божию, как она делает это в обряде погребения некрещеных детей. Действительно, великое Божие милосердие, которое хочет, чтобы все люди были спасены, и любовь Иисуса к детям, о которой Он говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мк 10, 14), — позволяют нам надеяться, что для детей, умерших без Крещения, существует путь спасения. Тем более настойчиво Церковь призывает не препятствовать маленьким детям приходить ко Христу через дар святого Крещения.

 

Благодать Крещения 

 

Два основных действия Крещения — это очищение от грехов и новое рождение в Духе Святом.

Крещением отпускаются все грехи — грех первородный и все грехи личные, как и всякая кара за грехи.
Однако некоторые земные последствия греха остаются в крещеном — такие, как страдания, болезни, смерть, или неотъемлемая от жизни слабость характера и т.п., а также склонность к греху, которую Предание называет похотью. Остающаяся похоть неспособна вредить тем, кто, не поддаваясь ей, мужественно сопротивляется при помощи благодати Христа.

Крещение не только очищает от всех грехов, оно делает неофита «новым творением» (2 Кор 5, 17), усыновленным Богом, ставшим «причастником Божеского естества» (2 Петр 1, 4), членом Христовым и сонаследником вместе с ним (Рим 8, 17), храмом Духа Святого.

Пресвятая Троица дает крещеному освящающую благодать, благодать оправдания, которая:
— делает его способным верить в Бога, уповать на Него и любить Его посредством богословских добродетелей;
— дает ему возможность жить и действовать под вдохновением Духа Святого и посредством Его даров;
— позволяет ему возрастать в добре через нравственные добродетели.

Таким образом, весь организм сверхъестественной жизни христианина укоренен в Крещении.

 

Включенные в Церковь, Тело Христово 

 

Крещение делает нас членами Тела Христова. «Посему (…) мы члены друг другу» (Еф 4, 25). Крещение включает в Церковь. Из крещальных купелей рождается единый Народ Божий Нового Завета, превосходящий все естественные или человеческие границы наций, культур, рас и полов: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор 12, 13).

Крещеные стали «живыми камнями» для строительства «дома духовного, священства святого» (1 Петр 2, 5). Через Крещение они участвуют в священстве Христа, в Его пророческой и царской миссии, они — «род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего [их] из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр 2, 9). Крещение дает участие в общем священстве верных.

Став членом Церкви, крещеный не принадлежит больше самому себе (1 Кор 6, 19), он принадлежит Тому, Кто умер и воскрес за нас. С этого момента он призван повиноваться другим, служить им в общении Церкви и быть «послушным» наставникам в Церкви (Евр 13, 17), относясь к ним с уважением и любовию. Будучи источником ответственности и обязанностей, Крещение также дает крещеному права в лоне Церкви: принимать таинства, питаться словом Божиим и получать поддержку через иную духовную помощь, оказываемую Церковью.

«Возрожденные [крещением] в детей Божиих, [крещеные] обязаны исповедовать перед людьми веру, полученную ими от Бога через Церковь», и участвовать в миссионерской и апостольской деятельности Народа Божия.

 

Сакраментальная связь единства христиан 

 

Крещение составляет основу общения между всеми христианами, в том числе и теми, кто еще не находится в полноте общения с Католической Церковью: «Те, кто верует во Христа и кто получил действительное Крещение, находятся в некотором, хотя и несовершенном, общении с Католической Церковью. (…) Оправданные верой в Крещении, они воплощены во Христа и, соответственно, по праву носят имя христиан, и дети Католической Церкви справедливо признают их братьями в Господе» . «Следовательно, Крещение устанавливает таинственный союз единства, существующий между теми, кто возрожден им».

 

Неизгладимая духовная печать 

 

Крещение отмечает верующего неизгладимой духовной печатью его принадлежности ко Христу. Эта печать не снимается никаким грехом, даже если грех мешает Крещению принести плоды спасения . Данное раз и навсегда, Крещение не может быть совершено повторно.

Печать Крещения дает людям способность служить Богу и обязывает их делать это живым участием в святой литургии Церкви, выполняя священство крещеных через свидетельство святой жизни и действенной любви.