О Крещении и других Таинствах Церкви

Таинства есть действенные знамения благодати, установленные Христом и вверенные Церкви, через которые нам даётся божественная жизнь. Видимые обряды, посредством которых совершается Таинство, означают и осуществляют благодать, присущую каждому Таинству. Они приносят плоды тем, кто их получает с долженствующим предрасположением (Катехизис Католической Церкви, пункт 1131).

Есть семь Таинств Церкви установленных Иисусом Христом:

  1. Крещение
  2. Миропомазание (Конфирмация)
  3. Евхаристия (Святое Причастие)
  4. Покаяние (Исповедь)
  5. Помазание больных (Елеопомазание, Соборование)
  6. Священство
  7. Брак (Венчание)

Все семь Таинств совершаются равно как в Католической Церкви, так и в Православных Церквах.

Христос сказал «даром получили, даром давайте», поэтому в нашем Санктуарии не предусмотрена определенная такса за совершение Таинств. Каждый, кто хочет и в состоянии что-то пожертвовать, может это сделать совершенно добровольно, по велению своего сердца. Каждую неделю в нашем Санктуарии правится Святая Литургия за наших благодетелей, как за живых, так и за усопших.

Ниже вы сможете прочесть краткое изложение учения о Таинствах Церкви. Желающие прочесть больше о совершении Таинств Церкви, смогут найти эту информацию в Катехизисе Католической Церкви перейдя по данной ссылке.

КРЕЩЕНИЕ

Крещение есть введением в христианство — первым Таинством, которое человек принимает в Церкви. Не будучи крещённым, никто не может принимать других Таинств Церкви. Крещение есть отречением от зла и обещанием Богу жить по Его заповедям. Через Крещение человек становится христианином, чадом Божьим, членом Церкви и получает прощение первородного греха (греха Адамова), а также всех личных грехов, совершённых до крещения.

Принять Крещение может только не крещенный. Крещение налагает на человека неизгладимую духовную печать, поэтому его можно принять только один раз в жизни. Нельзя принять крещение повторно, «выкреститься» или каким-то образом стереть духовную печать этого Таинства.

В западном христианском обряде Крещение совершается троекратным погружением крещаемого в воду либо троекратным возлиянием воды на голову крещаемого при одновременном произнесении слов «N, я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». В восточном христианском обряде произносят «Крещается раб Божий N во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Крещение есть Таинством объединяющим всех христиан в одну семью верующих, крещённых в одно и тоже Имя и исповедующих веру в того же Бога, единого в Святой Троице. Поэтому, если кто-то был однажды крещен водою с использованием вышеупомянутой тринитарной формулы, его уже нельзя «перекрестить», ведь никто не крестит во имя Католической Церкви, Православной Церкви или протестантской общины, все христианские конфессии совершают Крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа», а повторно принять Крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа» человек не может.

Крещение совершается над каждым человеком отдельно. Не будет действительным массовое Крещение, если например священник окропит кандидатов водою произнеся слова «я крещу всех вас…». Не является также Крещением купание в проруби на праздник Крещения Господня.

Даже если человек был крещен не священником (как это часто случалось во времена советского режима) с соблюдением всех правил — его Крещение действительно. В случаях, когда неизвестно, был ли человек крещён или нет, для того, чтобы быть до конца уверенным, и данный человек мог участвовать в жизни Церкви, совершают так называемое «условное Крещение», когда перед обычной формулой Крещения добавляют слова «если ты не был крещён…». В таком случае, если человек уже был крещён, условное Крещение ничего ему не добавит, а если не был крещён, то оно станет для него настоящим Крещением.

В случае смертельной опасности, когда нет времени пригласить священника, крестить может любой человек, используя чистую воду и формулу Крещения (как это было описано выше). Главное, чтобы крестящий имел намерение сделать то же самое, что делает Церковь, крестя человека.

МИРОПОМАЗАНИЕ

Таинство Миропомазания называют также «Конфирмация» (от латинского слова «confirmatio» – укрепление). Оно, наряду с Крещением и Евхаристией, является одним из трех Таинств христианского посвящения в полноту жизни веры.

В этом Таинстве крещенные, через помазание специально освященным для миропомазания елеем и молитву епископа, обогащаются особой силой Святого Духа.

Данное Таинство принимают один раз в жизни, повторить его нельзя.

В Католической Церкви Латинского обряда Таинство Миропомазания совершается после соответствующей подготовки, когда христианин, дозревая в вере, становится способным свою веру смело исповедовать, защищать и распространять её словом и делом .

Таинство Миропомазания совершает епископ (в случае необходимости — священник с разрешения епископа). Принятие этого таинства из рук епископа означает также более тесную духовную связь с Апостольской Церковью и со своим пастырем, как преемником апостолов.

ЕВХАРИСТИЯ

Таинство Евхаристии (Святое Причастие) есть источником и вершиной всей христианской жизни. Она есть Таинством Таинств. Все другие Таинства и все виды церковного служения устремлены к Евхаристии, так как она содержит в себе все духовное сокровище Церкви — Самого Иисуса Христа, укрытого в Своих Теле и Крови под видом хлеба и вина в Святом Причастии. В этом Таинстве довершается полнота христианского посвящения, так как через Святое Причащение мы принимаем участие в единственной Жертве Иисуса Христа, которую Он принес во искупление грехов людей всех времен и народов.

В Евхаристии мы уже здесь, на земле, реально соединяемся с Богом присутствующим в Святом Причастии.

Причащение есть привилегией и обязанностью каждого христианина, залогом жизни вечной. Каждый христианин, приступивший к Таинству Евхаристии, обязан причащаться минимум раз в год, в Пасхальное Время, предварительно получив отпущение грехов на Исповеди. Нормальной практикой является участие в Евхаристии каждое воскресение и обязательные праздники (Торжества). Если христианин жил в единении со Христом в этой жизни, будет с Ним и в жизни вечной. Если отверг Христа, будет отвержен Им во время суда.

Чтобы причащаться, необходимо быть крещенным и после Исповеди пребывать в состоянии освящающей благодати (т.е. не иметь на совести тяжёлого греха). Те, которые состоят в браке, должны быть венчаны в Церкви. Приступающие к Святому Причастию должны воздержаться от приёма всяческой пищи и напитков по меньшей мере за час до этого. В один день можно причаститься дважды, при условии полного участия в Литургии.

ПОКАЯНИЕ

Таинство Покаяния (Исповедь) установлено Иисусом Христом для отпущения грехов тем, кто совершил их после Святого Крещения. Господь Иисус, после Своего воскресения, дал апостолам власть отпускать грехи сказав: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоанн 20,22-23). Только Бог прощает грех и только священники имеют власть от Бога отпускать грехи. Каждый христианин, приступивший к Таинству Покаяния обязан как минимум раз в год приступать к нему в Пасхальное Время. Нормальной практикой является ежемесячная Исповедь (а при необходимости — чаще).

Приступающие к Исповеди должны соблюсти пять условий:

  1. Сделать надлежащее испытание совести, во время которого постараться вспомнить все упущения сделать добро, а также содеянные грехи, их количество и обстоятельства за период времени от Крещения или последней Исповеди, когда было получено отпущение грехов.
  2. Сокрушаться о содеянном зле.
  3. Иметь твёрдое намерение больше не грешить.
  4. Искренне исповедать все грехи перед священником, согласно их сути, количества и обстоятельств.
  5. Исправить содеянное зло и выполнить наложенное священником покаяние за грехи.

К этому Таинству не могут приступать не крещённые, а также супруги живущие вместе без Венчания.

ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ

Елеопомазание совершается в случае смертельной опасности из-за болезни или по старости. В Таинстве Елеопомазания больных (Соборования) Церковь препоручает больных Господу, чтобы Он облегчил их немощи и спас их.

Во время совершения этого Таинства священник возлагает руки на больного, молится над ним в вере Церкви и помазывает его специально освящённым елеем.

Таинство Елеопомазания можно повторять, даже во время одной и той же болезни, если она усилилась. Целью этого Таинства есть сообщить христианину, переживающему тяготы болезни или старости, особую благодать.

Это таинство могут совершать только епископы или священники.

Если условия позволяют, это Таинство совершают после предварительной Исповеди во время совершения Евхаристии.

СВЯЩЕНСТВО

Таинство Священства, как Таинство служения общине Церкви, установлено Иисусом Христом как служебное участие (в отличие от общего участия всех крещенных) в Его Едином священстве. В лице Христа-Главы и от имени Вселенской Церкви, епископы и их помощники — священники, совершают своё служение Народу Божьему посредством учительства, совершения богослужений (особенно Таинств) и управления паствой.

Только епископы обладают полнотой Таинства Священства, а священники (пресвитеры) зависят в исполнении своих обязанностей от епископов. Диаконы не имеют дара священства.

Таинство Священства совершается только епископом через возложение рук и посвятительную молитву. Так как Иисус избрал для этого служения исключительно мужчин, только крещенный мужчина может принять благодать Таинства Священства. Католическая Церковь Латинского обряда избирает кандидатов для священнического служения из числа тех, кто добровольно, публично принимают на себя обет безбрачия.

Таинство Священства, равно как Крещение и Миропомазание, налагает на принимающего неизгладимую печать (характер), и может быть принято только один раз в жизни.

БРАК

Брачный союз, заключаемый между крещёнными, был возведён Господом Иисусом Христом в достоинство Таинства.

Таинство Брака (Венчания) заключается как одно и неразрывное до смерти одного из супругов. Таинства Брака совершается по обоюдному согласию (не должно испытывать принуждения) и не должно иметь препятствий к заключению со стороны естественного или церковного закона.

Во время заключения супружеского союза брачующиеся обещают друг другу пред лицом Бога и Церкви любовь, верность, уважение и то, что не оставят друг друга до смерти не зависимо от обстоятельств (в счастье и несчастье, в здравии и болезни, в бедности и богатстве).

В Таинстве Брака супруги получают благодать, сотрудничая с которой они смогут совершенствовать взаимную любовь, укреплять неразрывное единство, освящать себя через супружескую жизнь, а также через принятие и воспитание всех посланных им Богом детей.

В случае смерти одного супругов, вторая сторона может венчаться повторно с новым супругом.